Судебная автотехническая экспертиза (дорожно-транспортная экспертиза) представляет =собой область инженерно-транспортных и правовых знаний о закономерностях и методологии формирования и развития научных основ автотехнической экспертизы, ее видов и подвидов, решения задач, возникающих в следственно-судебной практике. Объектом исследования эксперта-автотехника является авnомототранспорт, городской электротранспорт, трактора и иные самоходные механизмы, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, место ДТП, материалы (документы, вещественные доказательства, детали, механизмы и т.д.), представляемые в распоряжение эксперта или специалиста. Типичными причинами дорожно-транспортных происшествий являются: неудовлетворительное качество транспортных средств; человеческий фактор (превышение установленной скорости движения, нарушение правил маневрирования, несоблюдение очередности проезда перекрестков транспортными средствами, несвоевременное включение сигнала поворота, ослепление светом фар, остановка и стоянка на проезжей части без включенных внешних световых приборов, управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения); неудовлетворительное качество дорог и дорожных условий. При этом следует отметить, что неудовлетворительное качество дорог является причиной 15 - 20% от всей совокупности ДТП.
Данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, принятые за основу исследования, называются исходными данными. Для решения поставленной задачи распоряжение эксперта или специалиста должны быть представлена следующая информация о дорожно-транспортном происшествии:
- обстоятельства происшествия, описанные в представленных материалах дела;
- транспортные средства, их агрегаты, узлы и детали;
- сведения о дорожных условиях и состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и велчине ям, выбоин, уклонов и пр.
- сведения о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя, техническом состоянии и типе транспортных средств, их загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере
- сведения о повреждениях, полученных при столкновении транспортных средств или наездах на людей, контактировавших поверхностях, о характере движения транспортных средств, пешеходов и т. п.;
- сведения, полученные в результате следственных экспериментов, в том числе в ходе исследования транспортного средства и места происшествия;
- данные, содержащиеся в выводах других экспертов (трасологов, медиков, психологов и т. д.).
Направленные эксперту материалы дела должны быть перечислены в постановлении (определении)о назначении экспертизы. Эксперту не могут представляться материалы, не приобщенные к делу в установленном законом порядке. Эксперт-автотехник не вправе самостоятельно собирать материалы для исследования их в качестве объектов. Но он вправе анализировать любые данные, содержащиеся в материалах дела, представляемых ему для исследования органом, назначившим экспертизу, если они имеют значение для дачи заключения.
Объекты экспертного исследования нельзя смешивать с исходными данными, которые частично представляются органом, назначившим экспертизу, а частично их выбирает сам эксперт. Эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических и справочных данных, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе. Он вправе самостоятельно использовать справочные сведения и технические нормативы, рекомендованные Методики, а также содержащиеся в научных изданиях, ГОСТах, инструкциях и т.п. документах.
Смотреть также...
вопросы по автотехнической экспертизе »
трасологическая экспертиза »
экспертиза ущерба автомобиля »
экспертиза маркировочных обозначений »
к списку вопросов »